Первобытное искусство

  В Европе и Азии оно возникло еще в ледниковом периоде (время когда у Земли был другой контур и другой уровень моря), когда большая часть Европы была покрыта льдом, в тех местах где сейчас южная Франция и Испания, расстилалась тундра.

   Климат на земле не всегда был таким, как сейчас, он изменялся несколько раз: теплые периоды сменялись холодными, каждый такой период длился несколько тысяч лет.

  С момента появления человека на Земле было 4 похолодания, все вместе они названы – ледниковым периодом. После 4-го похолодания, наступила эпоха потепления, в которой мы сейчас живем.

   Во время 4-го похолодания на севере образовались огромные ледники, ледяные горы до 2 км. Они медленно сползали на равнины, увлекая за собой большие массы земли. Когда через много тысяч лет ледники остановились и растаяли, там остались скалы причудливой формы, а на пути их сползания образовались скалы причудливой формы.

   Первобытное искусство -это искусство первобытно-общинного строя, в Австралии, Океании, во многих областях Африки и Америки оно существует вплоть до нового времени.

  Время каменного века (2 млн. лет назад- 6 тыс. л.н.)– это древнейший период в истории человечества, когда орудия и оружия изготавливались из камня, дерева, кости.

   Каменный век в свою очередь делится на : палеолит, неолит, мезолит.

   Палеолит – (от возникновения человека -до 2 млн. лет назад)1-й период каменного века, время существования первобытного человека (неандертальца), который пользовался оббитыми камнями деревянными и костяными орудиями. Занимался охотой и рыбалкой, собирательством.

  В свою очередь делится на 3 периода: ранний (2,5 млн. л. До н. э.- 120 тыс. лет до н.э.), средний (120 тыс. лет до н.э.- 40 тыс лет до н. э.) и поздний (верхний) – 40 тыс. – 35 тыс. лет до н.э.

   Время рождения искусства,- верхний палеолит.

  Самыми  первыми произведениями искусства являются схематические рисунки звериных голов на известняковых плитах, в пещерах Ла Ферраси (Франция).

 


Эти древнейшие изображения очень примитивны и условны, но здесь видны представления людей того времени связанных с охотой.

  Позже с появлением жилищ с крышей из жердей, находили статуэтки того времени с изображением женщин, символом плодородия.

  Сравнительно верно передавались пропорции тела, руки как правило были тонкими, сложенными на груди, черты лица вовсе не изображали, но очень тщательно передавались детали прически.


   Виллендорфские венеры. Австрия. Статуэтка высотой 11 см., вырезанная из известняка, практически не встречающегося в данной местности, намек на переселение народов того времени, также ничего не известно о методах ее изготовления, им 30 тыс. лет


 

Гальгенбергская венера. Австрия.

 Сделана из зеленого серпентина. Высота 7,2 см, вес 10 гр.

Судя по тому, что все статуэтки женские находили внутри жилища, женщина играла большую роль в период матриархата.

  Но довольно часто художники того времени изображали животных, как например фигурки, вырезанные из мягкого камня или слоновой кости, очень упрощенные изображения мамонта, пещерного медведя, пещерного льва. Как и в живописи, в этот период передаются только основные особенности животных: общая форма тела и головы, наиболее заметные внешние приметы.

Расцвет искусства того времени приходиться на так называемую Мадленскую эпоху - культура позднего палеолита; была распространена на территории Франции, Испании, Швейцарии, Бельгии, Германии. Возраст — 15—8 тыс. лет до н. э. Названа по гроту Ла-Мадлен.

Замечательные стенные росписи того времени найдены в пещерах южной Франции (Фон де Гом, Ласко, Монтиньяк, Камбарель и др.) и северной Испании (пещера Аль- Тамира).

Живопись на стенах исполнялась обычно  красной, желтой, и черной краской, встречаются произведения вырезанные на камне, кости и роге, барельефные изображения иногда круглая скульптура.

 Охота занимала очень важную роль в жизни общины, часто можно встретить изображения животных того времени: бизона, шерстистого носорога, бизона, мамонта, а когда они вымерли то и большерогого оленя, медведя, дикую свинью, растения изображались крайне редко.

   Изображения животных стали гораздо более конкретными с жизненно правдивыми чертами, художники научились правильно передавать не только пропорции, но и движение животных, ракурсы, повороты.




     Зал быков. Пещера Альтамира

 Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры.


Всего на своде изображено 23 фигуры, если не принимать во внимание те, от которых сохранились лишь контуры.





Вход в пещеру Ласко, сейчас он закрыт, на рисунки действует влажность, в пещерах поддерживают оптимальный режим. Длина всех коридоров пещеры 180м. Ширина самого большого зала – зала быков -7,5 м, а высота – более 7 м. Изображения отдельных животных – около 3 м. Они нарисованы более 18 тыс. лет назад, это самая древняя из открытых пещер с рисунками.




Пещера Фон де гом. Франция

Характерны силуэтные изображения, намеренное искажение, утрирование пропорций. На стенах и сводах небольших залов пещеры Фон-де-Гом нанесено по меньшей мере около 80 рисунков, в основном бизоны, две бесспорные фигуры мамонтов и даже волк.

 Натболее яркие контурные рисунки красной или черной краской, Вслед за контурным рисунком появилась штриховка поверхности тела отдельными линиями изображавшими шерсть, позже фигуры зарашивали одной краской с попытками объемной моделировки. Вершиной живописи того времени являются изображения животных двумя или тремя красками с различной степенью тональной проработки. В этих 1,5 метровых фигурах используются и выступы скал.

  Повседневное наблюдение за зверем, изучение его повадок помогли первобытным художникам наиболее характерно их передать.




 Олени переплывающие реку. Резьба по оленьему рогу, пещера Лортэ.

Живость и убедительность в передаче движения.








Комментарии

Популярные сообщения из этого блога